Когда-то я хотела быть журналистом, именно вот так. Задумалась вдруг... а может еще не поздно...
www.xakep.ru/magazine/xs/018/016/1.asp
Свод правил.
читать дальшеНе наступай на землю в незнакомом месте в городе.
«По газонам не ходить!» Там может быть мина. Лучше иди по асфальту, внимательно глядя под ноги.
Еще внимательней - прислушивайся. Растяжку можно заметить и перешагнуть. Ни одна граната не срабатывает бесшумно, и, услышав щелчок взрывателя, моментально падай лицом вниз, ногами к звуку. Если это «пшенка», пусть над тобой смеются - утрись и посмейся тоже. Если же это -«рабочая граната», у тебя будет больше шансов выжить лежа.
Не заходи в дом, если там нет людей. Там за любой дверью тоже может поджидать граната на растяжке.
Если твой путь лежит по не асфальтированной земле, старайся идти по колее, оставленной танком или другой тяжелой машиной. При этом следи за тем, чтобы колея не была повреждена, а потом присыпана землей.
Ни на секунду не расслабляйся. Если тебя угораздило наступить на мину (щелчок под ногой), не паникуй - замри. Жестами или криком привлеки к себе внимание, именно внимание окружающих! Имей совесть, не подзывай товарища или любого другого человека. Сам вляпался - самому и расхлебывать! Большинство противопехотных мин взрывается не тогда, когда на них наступаешь, а когда с них сходишь.
Противотанковые мины под весом человека обычно не взрываются. Но лучше все равно на них не наступать.
Ни в коем случае не поднимай с земли никаких предметов в незнакомых местах (да и в знакомых - тоже не стоит!), если не ты их туда положил, сколь бы безобидными они не казались. Убить может и шариковая ручка.
Бойся снайперов. Прицельная дальность полета пули из винтовки СВД - один километр. Если есть подозрение, что участок простреливается снайпером, двигайся быстро, но неравномерно, по возможности - по синусоиде. Делай резкие рывки: шагом - бегом...
Снимая из дома, находись в глубине комнаты, не старайся подходить близко к окну или балконной двери. Осколок или пуля не знают, что ты всего лишь оператор или фотограф.
Смелость - отличное качество, если она не граничит с глупостью и безрассудством. Тебе важно не только снять сюжет, но и привезти его в «контору».
Не рискуй напрасно и не заставляй других из-за тебя рисковать жизнью. Везде, где это необходимо, передвигайся под броней, но только в том случае, если твое пребывание под ней не заставляет других подставлять голову под пули.
Оружие и камера - несовместимы. Никогда, ни при каких условиях в зоне боевых действий не вооружайся. Не бери в руки оружия даже в шутку. У тебя другая профессия - ты должен быть НАД схваткой. Но если ты находишься на одной из сторон с оружием в руках - оставь камеру. Иди воюй! Армия получит одного плохого бойца - миллионы потеряют журналиста.
Помни, что твое оружие - камера (перо, фотоаппарат). И, пожалуй, оно мощнее того, чем обладает армия.
Не будь жлобом - делись с коллегами информацией, куском хлеба и глотком воды. Завтра они ответят тебе сторицей.
Не отказывайся доставить в бюро, агентство, редакцию материал (пленку, кассету) коллеги даже из конкурирующей фирмы.
Будь щедрым, делись с коллегами всем, что имеешь, даже если имеешь немногое. Доброта не забывается, как не забывается и жадность.
Одевайся так, чтобы при взгляде с дальнего расстояния ты не выделялся в толпе, становясь заманчивой целью для снайперов, но при ближайшем рассмотрении важно отличаться от окружающих, чтобы тебя не считали «своим».
Научись смеяться над собой. Хорошо смеется тот, кто смеется по собственному желанию. Если не умеешь смеяться над собой первым, лучше не ездить в «точки» вообще.
Забудь о «регулярном» и «полноценном» питании. Всегда лучше иметь вместо лишнего бутерброда - «лишний» объектив или пленку. Не пей воду из случайных источников и не принимай пищу от «случайных» людей - они могут быть недоброкачественными или попросту отравленными. Два-три дня вынужденного поста еще никому не вредили.
«Лучше плохая картинка, лучше даже никакой картинки, чем мертвый фотограф» - так говорил фоторедактор Московского бюро Ассошиэйтед Пресс Лю Хенг Шинг. Он знал, что говорил.
Во время работы в «горячей точке» полезно иметь смелого и осторожного напарника, у которого в моменты твоей съемки голова крутится на 360 градусов и который ведет все переговоры и отвечает на все вопросы, которые некстати возникают у окружающих. Если есть возможность выбирать сопровождающего, выбирай не самого шустрого или сильного, а самого спокойного и уравновешенного. Этот не подставится сам и не даст сделать того же тебе.
Не ошибись при ответе на вопрос: «Кого вы представляете?». Если издание или телеканал слишком политизированы и поддерживают какую-то одну сторону в конфликте, то ошибка в выборе смертельно опасна, она может стоить головы.
Вообще, вероятность наткнуться на хорошую картинку при бесконечно большом числе повторений в нашем случае поездок в «горячие точки», естественно, возрастает, как, впрочем, возрастает и вероятность попасть под колесо судьбы. Как говорят: «Повадился ковшик по воду ходить, тут ему и голову сложить».
Твоя информация обязана носить нейтральный характер. Факты, ничего кроме фактов. Выводы пусть делают твои читатели или зрители.
Прежде чем ехать в «горячую точку», изучи хотя бы на бытовом, «кухонном» уровне подлинную историю конфликта, по возможности - из нейтральных источников.
Перед поездкой подготовь камеру. Прежде всего - она не должна быть новой, только что из магазина. В крайнем случае, она не должна таковой выглядеть. Очень помогают изолента и скотч. Ими вдоль и поперек обклеивается камера. После такой несложной операции камера выглядит так, словно она работает только благодаря этой изоленте.
Не пижонь! Не одевай ничего нового из одежды. И ничего из категории «экстра-ультра», даже если это всего лишь хорошие ботинки. Тебя могут пристрелить только для того, чтобы ими завладеть.
Будь снисходителен к глупцам! Ошибочное мнение обывателя, которого придерживаются и отдельные наши руководители всех уровней, - иностранцев интересует только «негатив». Конечно, можно случайно снять какую-нибудь эпохальную помойку и попасть «в струю», заработать какие-то деньги. Но, говорю с полной ответственностью за свои слова: в съемке для западного эфира главное - честность и точность.
Будь разумным трусом! Пока ты боишься - ты как-то бережешься. После двух недель под пулями наступает равнодушие, и ты уже не обращаешь внимания на обстрелы. Срочно покинь зону боевых действий. Через три-четыре дня страх вернется...
Не рассчитывай на случай! Это - глупо, но для того чтобы ухватить за хвост удачу, ты и твоя камера должны быть, как юные пионеры, - «Всегда готовы!». Случай, везение на войне - вещь не последняя.
Держись подальше от сведений о численности войск, количестве и качестве вооружения и прочих «шпионских штучек», даже если тебе их будут предлагать. Не исключена подстава или провокация. Все эти сведения получай официальным путем. Здесь, как нигде, действует принцип: «Чем меньше знаешь, тем крепче спишь».
В зоне боевых действий с наступлением темноты будь на «базе». Что станет твоей «базой» на ближайшую ночь - номер в гостинице, штаб, госпитальная палатка, окоп - зависит от обстоятельств и твоего везения. Что бы ни случилось - передвижение по расположению военных без сопровождающих, которых знают в лицо, которые знают пароли, - самое жесткое табу.
И немного армейских законов Мерфи:
Не выгляди броско - это привлечет на тебя огонь противника.
Не привлекай на себя огонь противника - это раздражает людей, которые тебя окружают.
Никогда не дели окоп с кем-либо более храбрым, чем ты.
Короткий путь всегда заминирован.
Если противник в пределе досягаемости, то и ты тоже.
Существует лишь одна вещь точнее огня противника - это когда по тебе стреляют свои.
Пули не осведомлены, что "старший по званию имеет привилегии".
Когда-то я хотела быть журналистом, именно вот так. Задумалась вдруг... а может еще не поздно...
www.xakep.ru/magazine/xs/018/016/1.asp
Свод правил.
читать дальше
www.xakep.ru/magazine/xs/018/016/1.asp
Свод правил.
читать дальше